Новости
• Как Яндекс и водители выживают при новом законе (Статья)

Новости из мира такси.
Аватара пользователя
Новости
Сообщения: 956
Зарегистрирован: 13 мар 2017, 14:47
Репутация: 28
Город: Москва
27 мар 2024, 14:31

Сообщение Новости » 27 мар 2024, 14:31

Рынок такси продолжают сотрясать последствия ввода закона, вступившего в силу прошлой осенью. Новые жесткие требования выбили многих водителей из «седла» — кто-то в результате отправился зарабатывать на завод или воевать на СВО, прекратили «бомбить» и госслужащие. «Яндекс.Такси» на этом фоне не рискует отключать от заказов всех нарушителей подряд и даже начал стимулировать водителей круглосуточно крутить баранку ради большого бонуса. Региональный минтранс тем временем из-за нехватки сотрудников замораживает выдачу лицензий. Какие еще процессы идут на рынке такси, выяснял «БИЗНЕС Online».



Минус 40% машин на линии

1 сентября 2023-го вступил в силу новый закон о такси. Спустя полгода мы решили выяснить, как адаптировался рынок к новым правилам езды с шашечками и какие изменения произошли в этой сфере. По новому закону к водителям, напомним, стали предъявлять много новых требований — обязательные медосмотры, заполнение путевых листов, контроль технического состояния автомобиля перед рейсом и сменой. Дополнительно к этому таксист должен оформиться в качестве предпринимателя, самозанятого или устроиться в штат по трудовому договору. Нововведение обязало работников такси покупать ОСАГО по тарифу для перевозчиков и др.


Глобально это привело к тому, что на линии стало физически меньше машин. Дефицит на рынке во многом оказался искусственным — он произошел из-за выборочного отключения водителей, которые не отвечают новым правилам, от сервисов такси, комментирует нам представитель региональной общественной организации «Союз автомобилистов» Расул Таспенов. Столь радикальные меры со стороны агрегаторов объясняются тем, что с 1 сентября 2023 года у них появилась ответственность перед законом. При этом далеко не все водители оказались готовы к новым требованиям — многие до последнего думали, что закон не введут.

За первые месяцы работы в новой реальности с рынка в РТ ушло порядка 40% водителей, говорят нам представители данного бизнеса. Кто-то уехал на СВО, кого-то не устраивает доход на фоне подорожавших продуктов питания и жизни, а у кого-то на это другие причины. По словам руководителя отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павла Стенникова, многие водители перешли на работу на заводы в связи с ростом зарплат в сфере ВПК.

Таксовать прекратила бо́льшая часть работников бюджетных учреждений. Раньше подработка в такси для госслужащих была стандартной схемой получения дополнительного заработка: утром по пути на службу и вечером после нее многие чиновники «бомбили», компенсируя таким образом небольшую официальную зарплату. Теперь они не могут подобным заниматься, т. к. для этого необходимо оформление самозанятости, чего нельзя делать в статусе госслужащего (за исключением некоторых видов деятельности).

В целом рынок несколько очистился от непрофессиональных участников, порядка стало чуть больше, но идеальной ситуацию назвать нельзя. Во многом это объясняется позицией того же «Яндекса», который, чтобы не растерять водителей, не стал тотально отключать всех нарушителей новых правил, а либо делает это выборочно, либо частично понижает таких водителей в правах (снижает приоритет, дает меньше заказов). Для сравнения: в Москве водителей без лицензии или без ежедневного техосмотра агрегатор сразу же отключает.

Кроме того, сохраняется гуманная позиция татарстанской ГИБДД по отношению к таксистам. Проверку наличия у них лицензии, а также таблички с номером записи в госреестре в салоне авто по идее должны проводить сотрудники Госавтоинспекции. Как сообщили нам в УГИБДД МВД по РТ, с 16 по 25 октября 2023 года в Татарстане действительно проходило «профилактическое мероприятие» в отношении таксистов. Особый упор инспекторы сделали на водителей-иностранцев, их тормозили на предмет соблюдения миграционного и трудового законодательства, проведения предрейсового медосмотра шоферов и предрейсового контроля технического состояния автомобилей. Однако мало кто из опрошенных «БИЗНЕС Online» таксистов вспомнил, что у них были большие проблемы с местной ГИБДД. Лишь один из наших спикеров рассказал, что документы проверяли на въезде в аэропорт Казани.


«Яндекс» усилил давление на водителей, в тарифе «Эконом» — 70% заказов

Видя, какой отток идет из рядов водителей, «Яндекс» придумал новую фишку. В феврале агрегатор начал раздавать новые, повышенные «цели», стараясь вывести на линию все больше и больше таксистов и заставить их работать едва ли не круглосуточно. Это должно было погасить традиционный зимний невывоз пассажиров.

Например, вместо прежних 48 поездок в сутки теперь водителям предлагается выполнить 94 поездки и получить за это 8,3 тыс. или 105 поездок и 10 тыс. рублей. Но были и персональные предложения, которые находятся вообще за гранью реальности, — за 151 поездку агрегатор обещает начислить дополнительно 13 тыс. рублей.

Это привело к тому, что таксисты для выполнения данного плана стали брать дешевые заказы, лишь бы вывезти их количество, в надежде на «зеленый бонус». На такое число водителей такси заказов стало просто недостаточно. Коэффициенты повышенного спроса исчезли, а работать только с «зелеными» заказами невыгодно.

Парадоксальным итогом стало снижение стоимости услуг, причем даже ниже тех уровней, чем были в августе 2023 года. При этом совершить «целевое» количество поездок в день под силу далеко не каждому водителю.

По словам собеседников, сейчас практически все машины стали работать в тарифе «Эконом» — почти 70% поездок приходится на этот тариф. Клиенты поменяли свое поведение: если раньше многие брали «Комфорт» и «Комфорт+», то сейчас, даже если человек хорошо зарабатывает, он все чаще не брезгует и выбирает «Эконом», потому что не видит смысла переплачивать.



Как изменились доходы в отрасли?

Как результат, заработки таксистов в начале 2024 года в целом стали ниже, чем в 2023-м. Но истории о среднем доходе водителей в Казани разнятся. Кто-то утверждает, что получает до 80 тыс. чистыми в месяц, а у кого-то эта сумма в 2 раза меньше.

Таксист Тимур рассказал нашему журналисту, как меняется его доход в зависимости от дней недели и поездок с коэффициентами. 19 марта мужчина «откатал» 35 заказов, за которые получил 4 010 рублей на карту и 1 496 рублей наличными. Т. к. он работает официально, то из этой суммы в счет уплаты налога сразу вычитается 220,12 рубля. Комиссия сервиса составила 924,47 рубля. Итогом стал чистый доход в размере 4 411 рублей за 10-часовой рабочий день. От этой суммы надо отнять 800 рублей, потраченных на заправку транспортного средства (ТС) топливом (собственное авто на газу), 300 рублей на мойку машины на станциях самообслуживания и 300 рублей в виде расходов на различную мелочь (сигареты, жвачка, вода) плюс комиссия таксопарку (130 рублей). В результате за день чистый доход Тимура составил почти 3 тыс. рублей. Благодаря тому, что автомобиль в собственности, этот доход целиком ушел ему в карман. Если бы машина была в аренде, то от суммы еще надо было бы вычесть 1,5–1,8 тыс. в зависимости от ТС.

Сумма в сухом остатке остается, конечно, небольшая, но, как объясняет Тимур, доход день ото дня меняется. Если брать статистику последней недели, то были такие дни, когда дневной доход от поездок составлял и 6 тыс., и даже 8 тыс. рублей. В среднем за неделю среднедневной доход от поездок составил 5 тыс. 150 рублей, а за вычетом постоянных расходов — 3,6–3,8 тыс. рублей. Полгода назад, напомним, водитель на своей машине зарабатывал порядка 4 тыс. в сутки чистыми.

Если брать по месяцу, то выходит вроде неплохая сумма — около 80–90 тыс., но, т. к. Тимур таксует на своей машине, у него появляется другая категория расходов: обслуживание авто, замена масла и приобретение всего того, что в последнее время существенно подорожало. На замену фильтров ДВС, масла в месяц у мужчины уходит около 12 тыс. рублей. Замена колодок обходится в 2,5–3 тысячи. Кроме того, есть различные мелкие расходы — щетки, которые на фоне грязных дорог изнашиваются быстрее, лампы дневного света и др. И это без учета ремонта ходовой части и других крупных вложений.

Таким образом, на собственном автомобиле при идеальных условиях (без поломок ТС, хороший спрос, повышенные коэффициенты) Тимур в месяц приносит домой чистыми порядка 60–70 тыс. рублей, из них 10–15 тыс. откладывается на различные форс-мажоры, которые могут случиться с машиной, а также на ОСАГО для такси, которое обошлось в 78 тысяч. К слову, в феврале были заменены бампер и фара, после того как Тимур, выезжая из колеи во дворе, въехал в тротуарный столбик.

Как указал наш собеседник, «Яндекс», помимо целей, старается вводить и новые мотивационные решения. Так, с 21 марта у части водителей появились районы, в которых установлен коэффициент гарантии спроса. Если принять заказ внутри этого района, когда реальный спрос будет ниже гарантированного, разницу между ними начислит сервис — бонусом.


Стоимость поездки — плюс 33% за год

Присмотримся получше к ценам на услуги такси. На фоне ввода нового закона они сначала выросли в августе и сентябре 2023 года, но позже произошла коррекция. К ноябрю рынок более-менее адаптировался к новым условиям, к тому же вмешался и фактор сезонности — и стоимость поползла вниз. Официальная статистика в полной мере отразила эти тенденции. Если в августе 2023-го цена проезда в такси в расчете на 1 км составляла в Татарстане, по данным Росстата, 29,67 рубля, то в октябре — уже 30,94 рубля. В ноябре стоимость откатилась до 30,8 рубля.

Участник рынка по имени Рамиль объясняет, что пик спроса на услуги такси приходится на сентябрь и часть октября, также он вырастает в предновогодний и новогодний периоды и продолжается в январе. В январе 2024 года цены действительно выросли до 33,31 рубля — сразу на 5% по сравнению с декабрем 2023-го. А в сопоставлении с аналогичным периодом 2023 года стоимость поездки в первом месяце 2024-го увеличилась на 33%.

Интересно, что во время снегопадов и метелей в феврале 2024 года доходы водителей, по их словам, выросли всего на 10%. Это связано с тем, что, несмотря на повышенную стоимость услуги (порой 800–1000 рублей вместо обычных 250–350 рублей), таксисты тратили больше времени на одну поездку. Мешали нерасчищенные дворы и дороги, из-за чего снижалась средняя скорость движения, а также сами клиенты, которые «игнорировали просьбы водителей и не хотели дойти до удобной точки». Официальная же статистика за февраль и вовсе показала падение стоимости километра пути — до 32,11 рубля, или минус 4% к январскому уровню.

Участники рынка считают, что «благодарить» за падение цен на услуги такси также следует ФАС, которая выявила у сервиса «Яндекс.Такси» серьезные нарушения. Прежде всего у антимонопольщиков вопросы вызывают алгоритмы ценообразования. В Госдуме даже высказывались предложения — ограничить порог цен на такси. Провести полноценную проверку в отношении компании ведомство до последнего времени не могло из-за моратория. Теперь же, когда этот мораторий отменен, антимонопольщики смогут устроить агрегатору более масштабные неприятности.

В марте 2024-го «БИЗНЕС Online» повторил прошлогодний эксперимент с ценами на такси в тарифе «Эконом», где мы учли стоимость поездки по тем же адресам и примерно в то же время (конечной точкой является адрес нашей редакции — Лобачевского, 10в). Цены на такси, на радость наших сотрудников, с началом весны действительно упали. Так, на 100 рублей подешевела поездка с улицы Даурской. Если в июле 2023 года цена в 9 утра была 327 рублей, то сейчас она оказалась 232 рубля, так что стоимость снизилась на 30%.

Маршрут с проспекта Универсиады упал в цене на 38% до 229 рублей. В конце августа стоимость поездки утром составила 368 рублей. На 25% снизилась цена поездки от Серова до Лобачевского. В августе она стоила 378 рублей, сейчас цена составила 285 рублей. Также изменилась стоимость поездки с улицы Короленко. Если в начале августа корреспондент заплатил 313 рублей, то 12 марта цена была 183 рубля в то же время.


Почему буксует закон о такси?

Таким образом, мы видим, что, несмотря на резкое сокращение числа таксистов, цены на услуги такси (если не брать факторы сезонного роста) имеют тенденцию к снижению, а строгость введенного полгода назад закона, как это часто бывает в нашей стране, компенсируется необязательностью его исполнения. Почему и в каких аспектах буксует закон о такси? Разберем детально.

Первая причина — это сложности с получением лицензии на деятельность такси. По идее водители, не имеющие разрешения на перевозку пассажиров, не должны получать заказы от агрегаторов. Чтобы оформить лицензию, нужно собрать пакет документов, заключить договор со службой заказа и пройти аттестацию на знание города. Из хороших новостей — теперь у таксистов отпала надобность платить пошлину, также нет необходимости приезжать лично — для осмотра авто. На этом плюсы заканчиваются.

Процедура получения «таксишной корочки», как говорят сами водители, при этом очень усложнилась. Здесь стоит пояснить, что до вступления в силу нового закона и плюс еще около месяца минтранс РТ вел выдачу лицензий по старинке: за получением лицензии нужно было приходить лично в здание министерства на улице Ершова по определенному расписанию, а реестр выданных разрешений публиковался на сайте ведомства. Последний раз файл обновлялся 3 октября 2023 года, а финальное разрешение было выдано 29 сентября. После этого учет таксистов перекочевал на федеральные рельсы. Подавать заявления теперь необходимо через «Госуслуги РФ», а вся информация из региональных реестров перевозчиков легковым такси хранится во ФГИС «Такси». «Пробить» лицензию там можно по номеру автомобиля.

Однако процедура выдачи лицензий удлинилась. По закону срок рассмотрения документов, поданных через сервис госуслуг, составляет всего один рабочий день, но минтрансом РТ он, как правило, не соблюдается. Рассмотрение заявлений ведомством затягивается на период от одной недели до месяца, при этом не факт, что закончится успешно для водителя. Чаще всего, как жалуются таксисты, обращение им возвращается из-за ошибок при заполнении, после повторной подачи документ рассматривается опять-таки с недельными ожиданиями.

Таксисты вспоминают, как в августе 2023 года вся улица Ершова перед зданием министерства была плотно забита автомобилями, которые хотели успеть получить документы до 1 сентября. По разным данным, за август 2023-го через двух сотрудников ведомства «прошло» от 3 тыс. до 4 тыс. таксистов, так что чиновники рассматривать вовремя документы катастрофически не успевали. «Многие таксисты просто не верили, что закон примут, а потом все прибежали. Мы даже ночью 31 августа заполняли заявки просто для того, чтобы они были оставлены до 1 сентября», — объяснял нам Таспенов причины того, почему так получилось.

Как рассказал на условиях анонимности бывший работник минтранса РТ, процедура перехода на ФГИС «Такси» оказалась непростой не только для водителей, но и для работников ведомства. Поначалу было непонятно, как работать с новым реестром, ФГИС «Такси» постоянно подвисает. В итоге, не выдержав такого вала работы, специалисты из сектора такси просто уволились в самый разгар «сезона», и, по нашим данным, кадровая проблема в минтрансе региона не решена до сих пор, в секторе такси работают специалисты, привлеченные из других отделов.

В пресс-службе минтранса РТ нашему корреспонденту дали понять, что в существующих проблемах виноват федеральный сервис, а не они. Дело в том, что на портале государственных услуг и сопутствующих информационных ресурсах имеются технические неполадки и ведутся работы по их устранению, вследствие чего «предоставление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Татарстана не представляется возможным», сообщается в официальном аккаунте минтранса республики в соцсети «ВКонтакте».

Таксисты после возникших неудач с прямой подачей документов стали обращаться в таксопарки, а те, как посредники, уже подают выверенные документы в ведомство. За свои услуги таксопарки, само собой, берут плату — либо единоразово, либо начинают работать через таксопарк и платить ему комиссию с каждого заказа.

«До июля мы обрабатывали 6–7 заявок в неделю. Ближе к 1 сентября (а люди любят откладывать все на последний момент) начался огромный поток. Мы в день получали около 60 заявлений», — вспоминает Таспенов ситуацию до вступления закона в силу.

Ближе к ноябрю-декабрю многих водителей ждало разочарование. Выяснилось, что документы одних таксопарков почему-то проверяются день в день с оперативной выдачей разрешений, а у других проверка занимает в среднем все те же две-три недели. В итоге таксисты отказывались работать с такими компаниями, ведь это приводит к простою автомобилей, за которые нужно регулярно вносить лизинговые платежи. Все это добавляет неразберихи на рынке.


Обход закона и маленькие хитрости

Вторая причина, почему буксует закон, заключается в том, что остались лазейки, которые позволяют водителям работать и без лицензии. Пока одна часть водителей мучается с получением бумажек, другая старается обойти закон.

Во-первых, можно «катать» и без лицензии. За отсутствие документа «Яндекс» пока еще не блокирует таксистов в Татарстане, но при этом присваивает машине красный значок со списанием 10 баллов с приоритета. Последний зависит от количества дней поездок (т. е. «таксишный» опыт), года выпуска автомобиля, программы привилегий, числа заправок через «Яндекс.Про» и др. Чем выше приоритет у водителя, тем больше заказов и меньше простоя. Если приоритет спускается в отрицательную зону, то водитель получает всего один-два заказа в час. Даже если клиент находится в паре метров от машины такси, агрегатор отправит на заказ водителя за километр от пассажира, но с разрешением на работу.

По словам таксиста Рамиля, все это решается просто. Либо ты «катаешь» одновременно «Яндекс» и «Максим», либо подключаешься к двум-трем таксопаркам и, чуточку заморочившись с настройкой телефона или телефонов, получаешь уже нормальное количество заказов в час. Приоритет может быть и положительным даже при отсутствии лицензии, вопрос решает новое авто и хороший опыт — не водительский, а именно «таксишный».

Вторая лазейка — это оформить договор фрахтования. Сервис «Максим» придумал, как обойти новый закон о такси, — пассажиры могут арендовать автомобиль с экипажем. «В электронном виде агрегатор заключает договор между водителем и пассажиром о том, что первый обязуется отвезти клиента в определенную точку. Это не услуги такси, а фрахт. То есть водителя арендуют», — объясняет наш собеседник.

Письменный договор между пассажиром и водителем заключается по каждому заказу в автоматическом режиме. Для договора нужно только указать свои фамилию, имя и отчество. Сам договор доступен в приложении на экране заказа. При этом данная услуга не квалифицируется как такси.

«Яндекс» использует такую же схему, но она называется «рейдшеринг». Договор фрахтования (вернее, заказ-наряд) заключается в электронном виде через приложение. Перевозчикам придется лишь купить ОСГОП примерно за 5 тыс. в год, что несоизмеримо ниже, чем расходы в случае получения разрешений. Оформить страховку поможет сам «Яндекс». Разрешение на такси, шашечки и фонарь на крыше не потребуются тем автомобилям, которые выполняют заказы Business, Business Lite, Premier, Cruise и Élite. Для этого необходимо иметь в машине договор фрахтования, который может быть и бумажным, и в электронном виде, путевой лист и ОСГОП.

Сам агрегатор даже помогает водителям таких автомобилей, которых остановил сотрудник ГИБДД, своими советами. Так, для таких шоферов есть инструкция, в которой указано, что отвечать в данной ситуации. «Яндекс» повышать комиссию за подобного рода манипуляции не стал, а вот служба «Максим» за фрахты забирает 35% с заказа, тогда как при имеющейся лицензии комиссия составляет 15%.



Водительские права, ОСАГО и цвет авто — основная боль таксистов

Третья причина, почему еще водители идут на эти ухищрения, — они не хотят, чтобы их авто считалось «таксишным». Потому что после «засвета» машины в регистрирующих органах «автотека» автомобиля перестает быть «зеленой» — отчет при «пробиве» сразу показывает покупателю, что авто используется как такси. Цена на такие ТС в случае продажи обычно существенно ниже.

Четвертый аспект — это ежедневные медицинские и технические осмотры, заполнение путевых листов. Их по закону нужно проходить и заполнять ежедневно. «Новый закон обязывает водителей самостоятельно выписывать себе путевые листы, проходить ежедневные медицинские и технические осмотры, несмотря на отсутствие необходимой для этого инфраструктуры», — сообщают в службе «Максим». Точнее, медкабинеты и станции техосмотра есть, но их очень мало на миллионный город. И они не пользуются большим спросом (во многом из-за отсутствия контроля со стороны как агрегаторов, так и властей).

«Никто не хочет в 6 утра приезжать и осматриваться. Кто-то предлагает просто взять пачку путевых листов и потом писать числа каждый день, но ответственность нести мы не хотим, поэтому левые бланки не делаем. Если я выдам документы фиктивно, то в случае ДТП придут ко мне, уголовная ответственность будет на мне», — объясняет нам владелец одного из таксопарков города.

Еще одно требование закона — цвет автомобиля. Если он не белый и не желтый, «Яндекс» также может отключить водителя от смены. Как отмечают собеседники, у многих водителей до вступления закона в силу машины были черного или серого цвета. В переклейку авто шоферам пришлось вложить от 40 тыс. до 60 тыс. рублей в зависимости от марки и размера транспортного средства, хотя раньше подобное стоило около 20–25 тыс. рублей. При этом, если ты обклеиваешь машину, ее стоимость снижается на 30–35%, а сам цвет ТС проверяется только при подаче заявления на лицензию.

После объявления о новом законе на рынке вторичных автомобилей машины белого цвета, подходящие под классификатор «Яндекса», резко подскочили в цене. Kia Optima 2018–2019 годов, подходящие в тариф «Комфорт+», подорожали с 1,3 млн до 2,2 млн рублей. Но по факту до сих пор при заказе такси в «Яндексе» приезжают то красные, то синие, то серые машины, а это значит, что если агрегатор и вводит какие-то ограничения, то они не являются тотальными либо водители опять же научились обходить запреты.

Шестое требование — оформление ОСАГО по специальному тарифу. После получения лицензии это, пожалуй, основная боль водителей такси. За счет того, что выросла стоимость ремонта и обслуживания автомобилей, поднялась в цене и страховка. Неограниченная страховка, которую чаще всего используют таксопарки, выросла в цене на 30% — с 80 тыс. до 105 тыс. рублей. Как объяснили нам в одном таксопарке, некоторые стараются экономить до 50% от суммы страховки, вписывая в нее только одного водителя. Данные страховки оформляются на срок действия договора аренды автомобиля. Когда водитель машину сдает, то возникает необходимость ехать в другую страховую. В это время ТС простаивает, бизнес несет убытки. Но такое бывает очень редко — водители все время ищут себе автомобиль получше и подешевле.

Директор одного из таксопарков отмечает, что больше половины авто работают без полиса ОСАГО в принципе, а серьезные проблемы начнутся у отрасли, когда заработает система фотофиксации таких машин. Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Стенников отмечает, что ОСАГО по тарифу для такси есть только у 10% водителей, выполнявших заказы в сервисе за последние две недели.

«Помимо цены, есть еще ряд причин, по которым самозанятые водители не оформляют полис. Из-за требований к цвету автомобилей такси и других ограничений, которые вводит отраслевое федеральное и региональное законодательство, водители понимают, что все равно не смогут легально работать без штрафов и не хотят переплачивать», — объяснил причину отсутствия ОСАГО Стенников.

Еще один немаловажный момент — нужно получать российские права. Главное в законе — собственник автомобиля должен быть гражданином РФ. Иностранцам теперь нельзя заниматься перевозками с иностранными правами. Из-за этого в автошколах большой наплыв выходцев из стран СНГ, которые идут переучиваться вождению по российским правилам, а это потеря четырех месяцев и в среднем 50 тыс. рублей.

Восьмое ограничение — требование об отсутствии судимости. 1 марта 2023 года вступил в силу федеральный закон, которым предусмотрен запрет лицам с судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления работать в такси и заниматься пассажирскими перевозками. Справку об отсутствии судимости водитель должен загрузить на сайт госуслуг РФ при подаче заявления о предоставлении лицензии.

Наши спикеры замечают, что сделано это, безусловно, для безопасности и комфорта пассажиров. С другой стороны, подобное ущемляет права бывших заключенных, ведь им и так мало где удается найти работу. К тому же на рынке такси существует дефицит кадров, если все уйдут, кто будет трудиться, рассуждают наши собеседники. Но и здесь предприимчивые умы находят лазейку. «Может получиться так, что есть два человека, зарегистрирован один, а ездит другой, который с судимостью. Агрегатор же не знает, кто за рулем», — говорят наши собеседники.


Произошло «обеление» рынка, доходы «Яндекса» растут

Несмотря на то что водительское сообщество явно недовольно как снижением доходов, так и возросшими трудностями, стоит отметить очевидный успех данного закона — он все же заставил многих участников «таксишного» рынка выйти из серой зоны. Так, если в 2023 году в Татарстане насчитывалось 3,5 тыс. таксистов с выданными разрешениями, то после принятия закона их стало более 7,6 тысячи.

«Сегодня есть реестр машин, они все поштучно известны: номера, белые или желтые машины, все понятно. Появился реестр водителей, пофамильно: если что-то случилось — знаем, с кого спросить. Ну и есть реестр операторов, которые держат платформы», — объяснял сам министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов в интервью «БИЗНЕС Online» в феврале 2024 года. По его данным, в РТ работает 10 операторов такси: «Яндекс», «Ситимобил», «Максим», «Драйв», «Движ», «Рулю», «Микс», «Омега», «Татарстан» и «Городское такси».

Грех жаловаться и главному агрегатору такси в стране — «Яндексу», который только успевает подсчитывать прибыль. За последние три года компания увеличила свою выручку с 356 млрд до 800 млрд рублей. Если в 2021-м выручка сегмента «такси» в группе составляла 22%, или 56 млрд рублей, в 2022-м — 21%, или 109,5 млрд рублей, то уже по итогам 2023-го доля прибыли от такси снизилась до 18%, но при этом в денежном выражении выросла до 144 млрд рублей. Причем если в первом и втором кварталах 2023 года выручка по данному сегменту составляла 32,5 млрд и 38,2 млрд рублей, то уже к четвертому она выросла до 50 млрд рублей. Т. е. можно уверенно констатировать, что ввод нового закона о такси в итоге сыграл агрегатору только на руку.


Источник: business-gazeta.ru

Написать в теме